Среди имён, прославившихся в истории Каргополя в XVIII веке, — талантливый северный иконописец Иван Иванов Богданов-Карбатовский (1716–1801 гг.). В этом году отмечается 305 лет со дня его рождения и 220 лет со дня кончины.
Художник был уроженцем деревни Карбатовской Чекуевской волости Онежского уезда (отсюда и приставка к фамилии). Деревня принадлежала Крестному монастырю на Кий-острове, по заказам которого иконописец постоянно работал.
Он возглавил артель, куда входили ученики и родственники, среди них был Иван Васильевич Минин и Иван Алексеев Богданов-Карбатовский. Артель работала до конца XVIII века. Потребность в ней была велика: за время её существования художники выполнили огромное количество иконостасов и отдельных икон для многочисленных храмов Поонежья и Каргополя.
Наиболее значительные произведения были созданы этим мастером «со товарищи» в 1760–1780-е годы для собора Рождества Христова Каргополя. В наше время можно увидеть сохранившийся иконостас, украшающий интерьер собора. Он был создан после страшного пожара 1765 года. Работы продолжались почти десять лет — до 1776 года. Кроме главного иконостаса, артель создала иконостасы приделов, расписала напрестольную сень главного алтаря, тем самым создав цельный живописный комплекс собора. В местном ряду нового иконостаса поместили иконы, спасённые от огня, — это храмовая икона «Рождество Христово» XVI века (сейчас находится в Русском музее) и Богоматерь Тихвинская.
Воссозданию иконостасов главного соборного храма придавалось большое значение. Тот факт, что для выполнения столь сложного и ответственного заказа был приглашён И. И. Богданов-Карбатовский, говорит о высоком профессионализме мастера.
Иконописцы работали в соавторстве с бригадой резчиков, которые создали сложный резной декор интерьера. Пятиярусный иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Центральная икона деисусного ряда содержит надпись: «Написан сей святый образ Господа Вседержителя со апостолы … в соборную церковь Рождества Иисуса Христова лета от сотворения мира 7104-го, от Рождества Христова 1776-го. Писал иконописец Иван Богданов-Карбатовский».
Кроме названного подписного образа есть несколько других произведений с автографом художника. Одно из них — роспись входных дверей западной паперти собора. На них изображены два ангела. Фигуры удачно размещены на дверных полотнах. Живопись рассчитана на близкий контакт с нею зрителя. Подпись находится в нижней части левой створки дверей и свидетельствует об авторах и времени создания: «Лета от Рождества Христова 1784 году написаны сии ангелы в соборную Рождества Христова церковь в сентябре, а поставлены в октябре 6 числа, писал иконописец Онегской округи Чекуевской волости Иван Иванов да Иван Алексеев Богдановы-Карбатовские». Подписные произведения дают представление о живописной манере художника.
Живописец прожил долгую творческую жизнь. Стилистическое своеобразие его работ совершенствовалось и видоизменялось со временем. В начальный период творчества на него оказало влияние искусство барокко. Иконостас в целом и живопись икон характеризует собой этот художественный стиль. Ярким примером являются иконы северного «Алексеевского» придела: «Алексей человек Божий» 1767 г. и «Богоматерь с младенцем» 1776 г. Живопись их очень нарядна, мастер изображает декоративные детали: картуши, обрамляющие тексты; растительные орнаменты, покрывающие одежды; разнообразные и красивые складки драпировок; подчёркнутая выразительность силуэтов. Здесь проявилось стремление мастера уйти от традиционной иконной строгости.
И. И. Богданов-Карбатовский — талантливый мастер рисунка, он использовал разнообразные иконописные подлинники. В сюжетах праздничного ряда изображены архитектурные фоны с элементами европейской классической архитектуры (ротонды, вазоны, колонны с капителями), которые переплетаются с северными деталями архитектуры (кровли, покрытые лемехом; декоративные наличники). Мастер обильно применяет золото и красочные орнаменты, созвучные этому стилю.
В поздних работах наблюдается устремлённость к монументальности, классической уравновешенности и строгости. Он работает над иконами крупных размеров, расписывает потолки храмов — «небеса». Во второй половине XVIII века мастер создаёт роспись с изображением ангелов и евангелистов на двенадцати гранях «неба» в Никольской церкви села Волосово Каргопольского уезда. По стилистическим и технологическим особенностям творчеству И. И. Богданова-Карбатовского близок ещё ряд «небес». В частности, в ц. Иоанна Златоуста в Саунино и в ц. Рождества Христова в Большой Шалге.
В «метриках» церквей Олонецкой епархии есть сведения о творчестве И. И. Богданова-Карбатовского. Известно, что иконописец с артелью трудился над созданием иконостасов других церквей Каргополя: Воскресенской, Благовещенской, Троицкой. Круг его живописных работ обширен и разнообразен, он имел учеников и последователей, которые продолжали писать иконы в стиле своего учителя до начала XIX века. Творчество иконописца отличается профессионализмом и новаторством в живописных поисках. Он скончался на 85-м году, во время работы в Ворзагорском приходе, расписывая тёплую церковь.
Большинство икон, выполненных мастером для Каргополя, принадлежат Каргопольскому музею. Большая часть сохраняется в иконостасе собора, отдельные иконы экспонируются на выставках.
В 1990-е годы началась постепенная реставрация Христорождественского собора и иконостаса, были сделаны леса для проведения реставрационных работ на иконах, тогда же изучался иконостас и была выявлена авторская надпись на центральной иконе деисусного ряда «Царь Царем». В 1996 году вышла статья искусствоведа Т. Кольцовой в сборнике конференции «Каргополь. Историческое и культурное наследие», проходившей в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, об иконописце И. И. Богданове-Карбатовском. Для Каргополя это вновь открытое имя приобрело особую значимость.
Несколько раз иконы собора проходили консервацию и обработку от плесени специалистами из Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) и студентами-реставраторами из Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года под руководством Е. М. Кристи. Специалисты отмечают некоторые сложности в отношении реставрации икон кисти И. И. Богданова-Карбатовского в связи с их технологическими особенностями. Иконам мастера свойственна насыщенная цветовая палитра, мастер работал как в технике темперной живописи, так и в смешанной технике (с использованием темперных и масляных красок в одном произведении), и укрепление произведений требует также особого мастерства от реставраторов. В результате реставрационных действий необходимо сохранить цвета, которые художник так умело совместил, что они вызывают взаимное звучание и производят впечатление наполненных светом.
Чтобы сберечь на века неповторимые произведения, которые будут вдохновлять и радовать ещё многие поколения людей, музей в лице реставраторов и многих сотрудников ведёт кропотливую и постоянную работу.
М. Рягузова,
реставратор Каргопольского музея