Всем людям нравится находиться в окружении красивых и интересных вещей, на которые приятно смотреть. А кому‑то очень нравится их создавать. Каргопольская мастерица Надежда Подрезова — одна из создателей прекрасного из ткани, лоскутков, кружева, бисера… Недавно в центральной Каргопольской библиотеке состоялась персональная выставка работ Надежды Владимировны.
О каждой работе, представленной здесь, можно рассказывать отдельно, настолько они оригинальны, необычны и выполнены с таким мастерством и любовью, что сохраняют тепло рук рукодельницы. Лоскутные покрывала и одеяла, головные женские уборы, украшенные вышивкой и бисером, панно и сумочки, стильные рюкзаки и сумки из джинсовой ткани, народные костюмы и сарафаны…
— Мне всегда хотелось создавать что‑то рукотворное, а так как многие народные промыслы и ремёсла вызывали восхищение, начала их изучать. Главное направление в моём творчестве — женские традиционные ремёсла. Прежде всего это лоскутное шитьё и народный костюм, который как раз вмещает в себя овладение вышивкой, ткачеством и вязанием, — говорит Надежда Владимировна. — Убеждена, что каждая женщина уже природой создана для таких занятий. В современном мире навыки вышивания, шитья, вязания, к сожалению, теряются. А ведь это часть женского начала, которое не просто снимает стресс, но ещё учит мудрости, помогает семью беречь. Многие женщины даже отмечают, что рукоделие их успокаивает, помогает сосредоточиться, собраться с мыслями. Творчество не только дарит удовольствие от процесса, но и лечит.
Надежда Владимировна знает об этом не понаслышке: несколько лет назад она перенесла тяжёлую болезнь, и только любимое занятие помогло ей в короткие сроки вернуться к полноценной жизни.
Вообще‑то по профессии Надежда Подрезова — экономист. А шитьё из лоскутков, создание народных костюмов — это её хобби, которое со временем переросло в главное дело жизни, принесло признание публики и профессиональных мастеров декоративно-прикладного искусства. Так где же искать истоки такого мастерства? Может, в народных праздничных песнях, которые родители Надежды пели в её далёком детстве? Или в неспешных беседах с отцом — Владимиром Андреевичем, когда дочка наблюдала, как тот шьёт изумительные шкатулки и вазочки из обычных открыток? А может быть, в вышитых крестиком и гладью дорожках и салфетках, сотворённых умелыми руками мамы — Любови Николаевны, или в замысловатых вязаных узорах подзоров и прошв на подушках? Как знать. Но только постепенно у Нади крепло желание и самой что‑то сделать своими руками. Очень хотелось научиться вязать на спицах, но их не было. И тогда девочка приспособила для этого рукоделия … обычные пастики из шариковых ручек, вязала ими куклам шарфики. Немного позже отец сделал для дочки спицы из спиц велосипедного колеса.
Увлечение лоскутным шитьём пришло к мастерице почти тридцать лет назад. В 1994 году Надежда сшила своё первое лоскутное покрывало.
— В то время закрылась трикотажная фабрика на Льнозаводе. Там осталось большое количество мелких лоскутков, которые попросту отвозили на свалку. По моей просьбе мне привезли два мешка таких текстильных отходов. Вот из них‑то я и смастерила свою первую поделку, — вспоминает Надежда Владимировна. — Конечно, покрывало то далеко от идеального: где‑то не совпадают стыки, где‑то неровные швы, а вот здесь и здесь криво легли лоскутки, но оно мне очень дорого именно тем, что с него началось любимое дело всей моей жизни.
С годами Надежда поняла, что знаний не хватает, и поехала в Москву на курсы по золотному и жемчужному шитью. А чтобы правильно воссоздавать народные костюмы, она ходила в Каргопольский музей, искала информацию в интернете, брала книжки в библиотеке.
— Это же наши традиции, надо придерживаться канонов, по которым шили раньше, — справедливо считает мастерица.
Главным помощником Надежды Владимировны стал её муж Сергей. Он поддерживает супругу во всех начинаниях.
— Распороть старые вещи или то, что неудачно получилось у меня, — это всё делает Серёжа, — признаётся рукодельница. — Он смастерил для меня и станки для плетения ковриков, и стол-приставку к швейным машинкам и оверлоку, и несколько подставок под нитки, и станок для золотного шитья, и оригинальные рамочки для моих вышивок… Да и многие работы по дому, по хозяйству тоже ложатся на его плечи.
В том, что у Сергея Рудольфовича и впрямь золотые руки, я убедилась, побывав в мастерской Надежды, своими глазами увидела все полезные для работы приспособления, которые смастерил Сергей. Свою немаленькую квартиру эти два увлечённых человека превратили в настоящее лоскутное царство. Лоскуты здесь везде: на полках и полочках, над рабочим столом и под ним, в простенках между окон… А ещё ряды шкатулок и коробочек с разной фурнитурой, которую Надежда применяет для украшения своих изделий. Словом, по мастерской супругов я ходила как по музею.
— Надежда Владимировна, откуда столько текстиля? Неужели все эти ткани — новые, только что из магазина?
— Ткани разные: и совершенно новые, и уже бывшие в употреблении. Ведь наши прабабушки шили лоскутные вещи в основном из старых тканей, новыми были только мелкие лоскутки, оставшиеся от пошива одежды. А лоскуты мне присылают и из Ивановской области, приносят знакомые, зная, что я занимаюсь шитьём. Ну и, конечно, сама покупаю в магазинах: в Каргополе, Москве, Архангельске или Северодвинске. Словом, география приобретения тканей очень обширная.
С годами набиралась Надежда швейного опыта, полировалось и оттачивалось её мастерство, копилка знаний и идей постоянно пополнялась. Мастеру захотелось поделиться своими умениями с другими женщинами, и Надежда Владимировна создала кружок, где объединились любительницы рукоделия. Несколько раз в неделю приходят в Центр культурного развития, где у Надежды мастерская, каргополочки — разного возраста, с разными начальными умениями и навыками, чтобы под руководством своей наставницы создать что‑то новое, необычное. За пять лет, что существует кружок, в нём прошли начальное обучение, по примерным подсчётам Надежды, около двухсот женщин. Кто‑то, освоив азы лоскутного искусства, уходил из кружка и работал уже самостоятельно, кто‑то, поняв, что это ремесло не для него, прощался с кружковцами навсегда, а есть и такие, кто с первого дня и до сей поры приходят на каждое занятие.
— Надежда Владимировна — очень целеустремлённый человек, — говорит одна из соратниц мастерицы Марина Леонидовна Малыгина. — Она находится в постоянном творческом поиске. Это увлечение стало смыслом всей её жизни. Своими идеями она увлекает и нас, а мы делимся с ней нашими соображениями и находками. В итоге взаимно обогащаем друг друга знаниями и опытом. Доброжелательность и отзывчивость Надежды Владимировны притягивает к себе, как магнит.
— У Надежды Владимировны своеобразная манера преподавания, — делится её другая коллега по кружку Ольга Александровна Борисова. — То новое, чему она хочет нас научить, Надежда терпеливо объясняет простым и доступным языком, поэтому вопросов по изготовлению той или иной вещи почти не остаётся даже у новичков. А если вдруг и возникнет какая‑то проблема, Надежда Владимировна обязательно даст совет, даже по телефону детально проконсультирует, никогда не сошлётся на занятость. Руководитель объединения знает, какими умениями обладала каждая из нас перед тем, как прийти в кружок, и использует это в своей работе. Подкупает её неугомонность, стремление искать что‑то новое, интересное, и такая увлечённость передаётся нам, её ученицам.
— За то короткое время, что посещаю кружок, я уже успела сшить несколько полезных для меня вещей — лоскутную косметичку и сумку, а чтобы закрепить навыки, полученные на занятиях, дома самостоятельно сшила сумочку для мобильного телефона, — присоединяется к мнению рукодельниц Нина Васильевна Кудрина, которая пришла в кружок всего лишь месяц назад. — Нисколько не пожалела, что пришла в эту творческую группу, где нашла столько своих единомышленников!
Несколько лет назад Надежда стала участницей песенного фольклорного коллектива «Олонецкая губерния», и теперь все его самодеятельные артистки выступают в костюмах, сшитых руками мастерицы.
— У каждой из нас в гардеробе уже по четыре новых концертных костюма, в которых мы выступаем во время гастролей как по Каргопольскому району, так и за его пределами, — рассказала Галина Николаевна Колесова, которая много лет руководила коллективом. — И кокошники, и повойники, и сороки, которые украшают головы наших самодеятельных певуний, тоже сшиты искусными руками Надежды.
Вот так и соединились в творчестве Надежды Подрезовой две страсти — швейная и песенная. В каждом изделии звучит рукотворная — лоскутная, золотная или бисерная мелодия Надежды: то ярко-пёстрая, нарядная, то немного грустная, в приглушённых тонах, то празднично-весёлая, торжественная… И в каждой вещи — на свой лад.
Татьяна ОВЧИННИКОВА